КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

 

(автор-составитель Фриш Г.Л. «Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей», Москва, 2001 г.)

1.Государственные гарантии прав граждан в области образования

1.1 Возможность получения образования

«Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.5 п.1)

«Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования … в приделах государственных образовательных стандартов…»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.5 п.3)

«Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.5 п.4)

«В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.5 п.5)

«Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адоптации на основе специальных педагогических подходов.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.5 п.6)

«Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения, за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.5 п.7)

КОММЕНТАРИЙ

Таким образом, пункты 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» гарантируют любому ребенку возможность получения образования. Гарантии заключаются в возможности получения среднего (полного) общего образования, т.е. одиннадцатилетки, бесплатно: в создании условий для обучения детей с отклонениями в развитии; в материальной помощи государства социально незащищенными гражданами и в выделении средств на обучение детей в аккредитованных негосударственных школах.

В принципе, ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» как бы раскрывает п.1 ст. 43 Конституции Российской Федерации о том, что «каждый имеет право на образование».

Обращаем внимание, что бесплатность образования гарантируется в пределах государственных стандартов.

Во времена учебы родителей нынешних учащихся понятие «государственный стандарт» в образовании не существовало. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть это понятие.

«В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.7 п.1)

«Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.7 п.6)

КОММЕНТАРИЙ

Образовательный стандарт определяет тот минимум содержания образования, который является единым для любой общеобразовательной школы, государственной и негосударственной, для любого региона страны. Это минимально допустимый уровень образования. Образовательный стандарт реализуется через содержание учебных программ по всем учебным предметам. Одновременно определяется максимальный объем нагрузки ученика. Все это устанавливается в «базисном учебном плане», который утверждается совместно федеральным органом управления образованием и федеральным органом управления здравоохранением.

Коллегия министерства общего и профессионального образования Российской Федерации своим решением от 28 октября 1997 г. № 12 одобрила проект закона «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», а также «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Если государственный общеобразовательный стандарт не выполняется, т.е. если ученики не получают предусмотренного законом минимума образования, то в соответствии со ст.38 п.2.1. Закона Российской Федерации «Об образовании» общее собрание родителей имеет право обратиться в государственную аттестационную службу с рекламацией о некачественном образовании.

1.2. Формы получения образования

«С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочнной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.10 п.1)

КОММЕНТАРИЙ

Прежде всего необходимо отметить, что выбор формы образования для своего ребенка – это право его родителей, право семей. Фактически действуют три формы получения образования: школа (дневная или вечерняя), семейное образование, экстернат.

2. ПРАВИЛА ПРИЕМА ВО ВСЕ ТИПЫ ШКОЛ

Могут существовать следующие варианты поступления учащихся в школу: поступление в первый класс; поступление в 10 класс; перевод ученика из одной школы в другую; поступление в гимназию, лицей; поступление в негосударственную школу.

2.1. Поступление ребенка в первый класс.

«Порядок приема граждан в образовательные учреждения…определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Учредитель устанавливает порядок приема… обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право получение образования соответствующего уровня.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.16 п.1)

«При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.16 п.2)

«Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.19 п.2)

КОММЕНТАРИЙ

В практике приема работы каждая школа обслуживает определенное количество домов, подъездов и т.п., расположенных на территории вблизи школы. Как правило, сама территория и номера домов определяются приказом вышестоящей организации. (Аналогично тому, как поликлиника обслуживает население определенного микрорайона). Такое положение не является «крепостным правом», как кажется некоторым родителям. Просто в каждом микрорайоне должна быть школа, которая обязана принять независимо от перегрузки классов любого ребенка, проживающего на данной территории. Подчеркиваем: любого, независимо от его успехов на учебном поприще. Школа может отказать в приеме прибывшему на новое место жительства ученику с 5-11 класс только в одном случае: ученик изучал иностранный язык, которого нет в данное школе. Тогда этого ученика устраивает в другую школу вышестоящая организация.

Обращаем внимание родителей и учащихся, что самым важным для них документом, в котором определяются права и обязанности, является Устав школы. Школа обязана ознакомить родителей со своим Уставом, а родители должны понимать, что в интересах ребенка и своих собственных надо внимательно прочитать Устав, по крайней мере раздел «Участники образовательного процесса. Их права и обязанности».

Родители имеют право определить своего ребенка в любую школу.

«…Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 47)

КОММЕНТАРИЙ

Свободные места имеются в классе тогда, когда учащихся по списку меньше, чем установлено нормальной наполняемости.

«…Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 47)

КОММЕНТАРИЙ

Следовательно, если количество учащихся в классе менее 25 человек, администрация школы не вправе отказать в приеме ученику, не проживающему на закрепленной за данной школе территории.

Если же количество детей в классе 25 или выше, администрация вправе отказать в приеме ученику, не проживающему на данной территории.

Документы, необходимые для записи ребенка в 1 класс:

- заявление родителей на имя директора школы;

- копия «Свидетельства о рождении» (заверяется директором школы);

- медицинская карта ребенка;

- паспорт одного из родителей.

Обращаем внимание, что школе необходимо знать место жительства ученика и иметь возможность в случае необходимости связаться с его родителями.

2.2. Поступление ученика в 10 класс

выше уже говорилось, что государство гарантирует каждому ученику возможность получения среднего (полного) образования, т.е. возможность окончить 11 классов.

Считаем необходимым, обратить особое внимание учащихся и родителей, что это вовсе не означает гарантию получения такого образования в той школе, в которой ученик окончил 9 классов. Ежегодно миллионы учащихся получают основное общее образование, т.е. оканчивают 9 классов и получают «Аттестат об основном общем образовании».

Каждая школа формирует десятые классы в зависимости от своих кадровых возможностей, количества помещений в здании, количества своих выпускников, желающих продолжить обучение в 10 классе «своей школы». Как правило, план набора школы в 10 классы утверждается вышестоящей организацией.

Порядок приема учащихся в 10 классы определен в Уставе школы. Норма наполняемости та же, т.е. 25 учащихся. В случае, если для ученика не оказалось места в школе, где он окончил 9 классов, необходимо обратиться в вышестоящую организацию (РОНО, РУНО, управление образования).

Документы, необходимые для поступления в 10 класс ученика, окончившего 9 классов этой же школы:

- заявление на имя директора школы;

- аттестат об окончании 9 классов.

Документы, необходимые для поступления в 10 класс ученика, окончившего 9 классов другой школы:

- заявление на имя директора школы;

- аттестат об окончании 9 классов;

- личное дело (или его копия, заверенная директором школы);

- медицинская карта;

- паспорт одного из родителей.

Считаем необходимым, обратить особое внимание учеников и родителей на необходимость и обязательность сдачи «Аттестата об окончании 9 классов» вместе с заявлением о приеме в 10 классов. Совершенно несостоятельны утверждения родителей, что они подали заявление и не знали, что вместе с ним необходимо сдать «Аттестат».

2.3. Прием в любые классы школы ученика, пришедшего из другой школы

Родители вправе перевести ребенка из одной школы в другую в течение или по окончании учебного года в связи с переездом на новое место жительства или по своему желанию сменить место учебы.

При переезде на новое место жительства школа, обслуживающая данный дом, обязана принять ученика в любое время и с любыми оценками.

Все другие школы имеют право отказать только в случае отсутствия свободных мест.

Документы, необходимые при переводе ученика из одной школы в другую:

- заявление на имя директора школы;

- дневник с годовыми оценками, заверенный печатью школы

- выписка текущих оценок по всем предметам, заверенная печатью школы. (При переводе ученика в течение учебного года).

- Медицинская карта ученика;

- Паспорт одного из родителей с указанием места жительства.

2.4. Поступление в гимназию, лицей

Прием в гимназии и лицеи осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Уставом этих учреждений.

Выделим два основных момента, которые необходимо учитывать учащимся и их родителям при поступлении в такие учебные заведения:

- прием по конкурсу;

- условия конкурса разрабатывает учебное заведение.

Родители и ученики имеют возможность выяснить, как проводится конкурс и как это определено в Уставе школы (в Уставе определяются сроки проведения конкурса и его сроки).

3. Общие положения организации работы школы

3.7. Обучение больных детей.

По медицинскому заключению школа организует обучение больного ребенка на срок, указанный в справке. Для этого выделяется количество часов (уроков) в неделю, определенных Инструкцией Министерства образования. Составляется расписание уроков, по которому учителя приходят на дом для занятия с учеником. Родители несут ответственность за создание надлежащих для занятий условий.

3.8. Специальные коррекционные классы

«С учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения осуществляются органами управления образованием только с согласия их родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 28)

КОММЕНТАРИЙ

Еще раз выделим два обязательных условия, необходимых для направления ребенка в класс коррекции:

1. Заключение специалистов: медиков, психологов, учителей.

2. Письменное согласие родителей (заявление на перевод ребенка в класс коррекции).

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

4.3 Перевод учащихся в следующий класс, условный перевод, оставление на повторный год обучения

«Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 15 п.1)

«Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.

Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Перевод обучающегося в любом случае производится по решению органа управления общеобразовательного учреждения (педагогического совета).

Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 28)

КОММЕНТАРИЙ

1. Прежде всего, отметим, что решение о переводе учащегося в следующий класс по итогам года, условный перевод в следующий класс, оставленный на повторный год обучения принимается в школе тем органом, который определен для этого в Уставе данной школы.

На практике в большинстве школ это право принадлежит педагогическому совету. На заседании педагогического совета, которое протоколируется, решаются все перечисленные выше вопросы. На основании решения педсовета директором школы издается соответствующий приказ.

2. В следующий класс переводятся учащиеся, освоившие программу учебного года по всем предметам, т.е. имеющие все годовые оценки по предметам не ниже «3».

3. Академическая задолженность означает, что ученик имеет годовую оценку «2» по предмету.

4. Если у ученика оценка «2» по какому-либо одному предмету, то он переводится в следующий класс «условно» (Статья 17 п.4 Закона Российской Федерации «Об образовании» в отличие от п. 53 «Типового положения об образовательном учреждении» однозначно говорит, что ученик «переводится в следующий класс условно».)

В этом случае родители ученика определяются с директором школы и учителями сроки ликвидации академической задолженности. Определяется объем учебного материала, который необходимо проработать ученику.

5. При двух или более годовых оценках «2» по предметам ученик оставляется на повторный год обучения.

Обращаем внимание учащихся и родителей на два момента:

- не имеет значения, по каким предметам у ученика «2». Все предметы базисного учебного плана равноценны, не существует «главных» и «второстепенных» предметов.

- Не существует осенних экзаменов. Школа не имеет право допустить к обучению на следующем уровне ученика, не освоившего образовательную программу предыдущего уровня.

Закон предусматривает, что родитель может перевести ребенка на семейное образование, т.е. учить его на дому самостоятельно, либо нанимая для обучения специалистов. Для перевода ребенка на семейное образование необходимо написать заявление на имя директора школы. Ученик числится за школой, он сдает материал в сроки, о которых договорись семья и школа. Родители имеют право перевести ученика в класс компенсирующего обучения, если он есть в данной школе.

4.4. Экзамены

«Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 15 п.3)

«Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 54)

КОММЕНТАРИЙ

1. Закон прежде всего утверждает обязательность выпускных экзаменов учащихся в 9 и 11 классах. Ежегодно выходит Положение об итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. В нем определяются сроки проведения экзаменов, предметы, обязательные для сдачи в масштабах всей страны, минимально допустимое количество экзаменов, порядок проведения экзаменов и т.д.

Обращаем внимание, что каждый регион дополняет перечень предметов и что педагогический совет каждой школы также имеет право дополнить список сдаваемых предметов. Положение об итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов определяет только минимальное количество сдаваемых учебных предметов, но не определяет максимума.

2. Кроме экзаменов, в обязательном порядке сдаваемых выпускниками, школа имеет право принимать решение о проведении промежуточной аттестации в любых классах и по любым предметам.

Часто задается вопрос, какая разница между письменной работой по русскому языку или математике и просто годовой контрольной работой?

Принципиальная разница в том, что ученик, получивший «2» за экзаменационную работу, независимо от успеваемости за этот год по данному предмету считается учеником неуспевающим. При получении на экзамене оценки «2» не может быть выставлена положительная годовая оценка.

3. Помимо экзаменов федеральных и региональных во все предыдущие годы были еще экзамены, которые мог выбрать сам ученик. Ученик имеет право выбрать любой предмет, изучаемый в 9 или 11 классе (соответственно для выпускников 9 или 11 классов).

4. От итоговой аттестации, при полной успеваемости по всем предметам за учебный год на основании решения педагогического совета освобождаются учащиеся по состоянию здоровья (на основании медицинского заключения заключения).

5. Ученик 9 класса, не допущенный до экзаменов или не сдавший их, оставляется на повторный год обучения, либо получает справку установленного образца. Выпускник 11 класса в той же ситуации получает справку установленного образца.

4.7. Оставление школы учащимся до получения основного общего образования

«Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 19 п.4)

«Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – восемнадцать лет.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 19 п.5)

«По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им общего основного образования.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 19 п.6)

«По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 19 п.7)

КОММЕНТАРИЙ

1. Обращаем внимание учащихся и родителей, что до 15 лет школа не имеет право выдавать ученику документы для трудоустройства или перевода, например, в ПТУ. И дело тут не в нежелании директора школы, а в требовании ст. 19 п.6 Закона Российской Федерации «Об образовании».

2. Предельный возраст ученика до окончания 9-го класса определен 18-ю годами, после этого возраста можно продолжить образование в вечерне-сменной школе.

3. Исключение из школы (как крайняя мера) существует. Особо отмечаем необходимость ученика и родителей с требованиями Устава своей школы.

Приведем примеры грубых нарушений Устава:

- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;

- использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;

- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;

- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.

Закон предусматривает месячный срок, в течение которого родители и местный орган управления определяет судьбу подростка.

7.8. Дисциплина в образовательном учреждении

«Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 15 п.6)

КОММЕНТАРИЙ

Физическое насилие – это применение физической силы к ученику. Психическое насилие – не имеет точной формулировки. Вот как определяет понятие «психическое насилие» «Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»».

«Формами психического насилия являются:

- угрозы в адрес обучающегося;

- преднамеренная изоляция обучающегося;

- предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, несоответствующих возрасту;

- оскорбление и унижение достоинства;

- систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

- постоянная негативная характеристика обучающегося;

- демонстративное негативное отношение к обучающемуся.»

(Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании», с. 389)

9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

9.1. Права учащихся.

Ученики имеют право:

- получать бесплатно общее образование (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в соответствии с государственными образовательными стандартами);

- выбор формы получения образования и образовательного учреждения;

- обучение по индивидуальным учебным планам и на ускоренный курс обучения;

- бесплатно пользоваться библиотечным фондом;

- получать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги;

- участвовать в управлении учреждением;

- на уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободно выражать свои взгляды и убеждения;

- свободно посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом;

- добровольно привлекаться к труду, не предусмотренному образовательной программой;

- добровольно вступать в любые общественные организации;

- на защиту от применения методов физиче6ского и психологического насилия;

- на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

Данные права подтверждаются следующими статьями Закона Российской Федерации «Об образовании»:

«Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 5 п.3)

«Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 50 п.2)

«Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 50 п.4)

«Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 50 п.16)

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. »

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 50 п.14)

«Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 50 п.15)

«Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 15 п.6)

Основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации является:

«… применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника…»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 56 п.3.2)

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 15 п.1)

9.2. Обязанности учащихся

«Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

КОММЕНТАРИЙ

Еще раз обращаем внимание учащихся и родителей на необходимость серьезно ознакомиться с Уставом своей школы. Помимо указанных обязанностей учащихся, в Уставе имеется перечень запрещений, нарушение которых является грубым. Во многих школах разработаны, утверждены и действуют «Правила для учащихся».

Некоторые обязанности учащихся определяются приказами директора школы, например приказом «По технике безопасности».

Расшифровывая обязанность «добросовестно учиться», считаем необходимым подчеркнуть, что, это значит:

- в полном объем освоить учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом;

- вовремя и успешно пройти промежуточные и итоговые аттестации.

Еще раз даем перечисление пунктов и статей закона, регламентирующих права и обязанности ученика:

Закон Российской Федерации «Об образовании» - ст.5 п.3; ст. 50 п.2, 4, 14, 15, 16, 17; ст. 15 п. 6; ст. 56 п. 3.2; ст. 51 п. 1.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении – п. 50, 51, 57.

10. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

10.1. Права родителей учащихся

«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 52 п.1)

«Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 52 п.7)

«Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 52 п.3)

«При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 52 п.2)

«Родители (законные представители) имеют право требовать от государственной аттестационной службы направление рекламации на качество образования или несоответствия требованиям государственного образовательного стандарта по «решению общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения».

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 38 п.1, 2.1)

«Родители (законные представители) имеют право оказывать «добровольные пожертвования и целевые взносы»…»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 41 п.8)

«Другие права и обязанности родителей (законных представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом учреждения.»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 61)

КОММЕНТАРИЙ

Прежде всего отметим, что все указанные положения Закона о правах родителей (законных представителей) должны найти отражение в уставе школы. Более того, устав должен конкретизировать, показать механизм их претворения в жизнь. Например:

1. Участие родителя в управлении школой может быть осуществлено: в праве свободного выражения своего мнения на классных и общешкольных родительских собраниях; в возможности быть избранным в Совет школы или попечительский совет; в праве давать свои предложения по улучшению организации учебно-воспитательного процесса.

2. «Знакомство с ходом и содержанием образовательного процесса» может реализовываться в возможности бесед с учителями по различным учебным предметам. Необходимо уточнить и время, когда это можно делать. Практика показала, что самое удобное время – после окончания уроков. Возможно в уставе вашей школы внесен пункт о возможности присутствия родителя на уроке в особых случаях с обоюдного разрешения учителя, ведущего урок и директора школы.

3. В уставе школы должно быть отражено, что родитель имеет право присутствовать на педагогическом совете и принимать участие в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении его ребенка и т.п.

10.2. Обязанности родителей (законных представителей)

«Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 52 п.2)

«Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 52 п.4)

«Родители …несут ответственность за …создание необходимых условий для получения детьми образования.»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 60)

«Родители учащегося, переведенного в следующий класс «условно», несут «ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года».

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 17 п.4)

КОММЕНТАРИЙ

В уставе школы могут быть еще и другие положения конкретизирующие обязанности родителей, например, посещение проводимых школой родительских собраний и т.п.

Напоминаем еще о двух положениях об ответственности родителей перед детьми и обществом:

«Родители и лица, их замещающие, несут ответственность:

1. за злостное невыполнение обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей;

2. за потребление наркотических веществ без назначения врача или за совершение ими других правонарушений;

3. мелкое хулиганство или хулиганство, совершаемое подростками в возрасте от 14 до 16 лет.»

(Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, ст. 164)

На родителей в соответствии с этой статьей налагается штраф.

«Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке.»

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19)

Перечислим статьи, в которых записаны права и обязанности родителей:

Закон Российской Федерации «Об образовании» - ст. 15 п.7; ст. 16 п.2; ст. 38 п. 1, 2.1; ст. 52 п. 1, 2.4, 3; ст. 41 п. 8; ст. 17 п. 4.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении – п. 59, 60, 61.

11. Ответственность школы

«Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1. невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2. реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих учеников;

3. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного процесса;

4. нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5. иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 п.3)

«…подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации …»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 п.2.4)

«…самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты…»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 п.2.14)

«…создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения…»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 п.2.19)

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 51 п.1)

«Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 51 п.7)

«…предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств…»

(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 п.2.3)

КОММЕНТАРИЙ

1. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебных занятий, уровень их учебной подготовки, его соответствие требованиям государственных стандартов, создание условий для учебы и отдыха.

2. Практика работы показывает, что школы представляют ни учредителю, ни общественности ежегодных отчетов о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, особенно заработанных самой школой. Хотелось бы заметить, что это требование Закона, обязательное для администрации. Такой отчет поможет избежать многих конфликтов как внутри педагогического коллектива, так и между родителями и школой.

12. Пути разрешения конфликтов между семьей и школой.

«Для работников образовательного учреждения работодателем является данное учреждение.»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 62)

«Непосредственное руководство государственным, муниципальным общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор …»

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 70)

КОММЕНТАРИЙ

1. Только директор школы вправе принять учителя на работу, поощрить его за успехи, наказать в соответствии ТК РФ, уволить с работы.

Вышестоящая организация (РОНО, УУНО) может принять те же меры, которые директор имеет право применить к учителю, только по отношению к директору. Ни одна из этих организаций не вправе наказать учителя или снять его с работы, т.к. не она является работодателем для учителя. Это означает, что многочисленные петиции и жалобы в вышестоящие инстанции и требования «снять учителя с работы!» не могут быть выполнены этими организациями, т.к. таким правом обладает только директор школы.

2. Закон дает право родителям выбирать для своего ребенка формы получения образования и школы, но он пока не дает права на выбор учителя.

3. Родители должны знать требование ст. 55 п.2 Закона Российской Федерации «Об образовании»:

«Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику».

Следовательно, если родитель действительно хочет, чтобы его жалоба была рассмотрена, он должен подать ее директору школы (или в любую другую организацию) в письменном виде. И дело вовсе не в том, что директор школы «не хочет выносить сор из избы», и не в том, что чиновник-бюрократ и поэтому «требует бумагу», а в том, что закон не дает права проводить «без бумаги» любое расследование. Более того, до расследования копию жалобы или заявления обязаны вручить учителю.

4. Любое письменное обращение родителя фиксируется в «Журнале входящей корреспонденции».

Директор обязан дать письменный ответ.

Предельный срок направления письменного ответа – один месяц.

5. В случае возникновения конфликта по поводу объективности оценки знаний ученика по предмету, по письменному заявлению родителя, поданному в срок, установленный в уставе школы (три дня, пять дней после выставления оценки), директор своим приказом создает независимую комиссию специалистов по данному предмету (желательно с привлечением методиста Управления образования), которая проверяет и оценивает знания ученика. Полученная оценка является окончательной.

6. В любом случае семья и школа могут и должны действовать в интересах ребенка, соблюдая предельную тактичность в конфликтной ситуации.