с 21:00 20.07 до 23:59 22.07 будут проводиться технические работы, возможны отключения Портала

Выступление Уполномоченного на XXXVII (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн)

11:13
13 июня 2018

А.А. Соловьева,

Уполномоченный по правам ребенка в РС (Я),

 08.06.2018 г.

 

Выступление на 37-м (очередном) пленарном заседании

Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

08 июня 2018 г.

 

При подготовке Доклада использованы материалы, предоставленные органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, а также сообщения средств массовой информации.

Доклад не претендует на всестороннее отражение ситуации с соблюдением и защитой прав и законных интересов несовершеннолетних в республике, а затрагивает характерные для отчетного года и лишь наиболее значимые, с точки зрения Уполномоченного, аспекты.

Особое внимание уделено в Докладе вопросам обеспечения прав и законных интересов детей из групп, наиболее уязвимых с точки зрения возможности нарушения их прав. Анализ данных Доклада позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования механизма защиты сферы детства в соответствии с современными требованиями.

В 2017 году к Уполномоченному поступило  205 обращений (в 2016 - 237 обращений, 2015 - 258). С каждым годом уменьшается число обращений к Уполномоченному. Считаю, что статистика подтверждает эффективность межведомственного взаимодействия всех структур власти по соблюдению прав ребенка в республике, в том числе, силовых структур.

По форме обращения из общего количества обращений 89 (44%) поступили в письменной, 116 (56%) - в устной форме (в 2016 году -129 (54%), 108 (46%) – в устной форме).

70% от общего числа заявителей составляют жители г. Якутска – 152 обращения (в 2016 году-70% (167 обращений).

Все поступившие обращения рассмотрены по существу, в необходимых случаях  с проведением проверок. Более чем в 90% случаев факты нарушения прав подтвердились.

По выявленным в ходе проверок недостаткам и нарушениям в соответствующие организации направлены заключения и рекомендации Уполномоченного. Предложения Уполномоченного по восстановлению прав несовершеннолетних исполнены в установленные сроки и в полном объеме.

Высокий уровень восстановленных прав ребенка по поступившим в адрес Уполномоченного обращениям свидетельствует об адекватном реагировании должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления и максимальном разрешении проблем, возникших у несовершеннолетних, обеспечивая их интересы наилучшим образом.

К наиболее характерным нарушениям жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся отказ в постановке на учет нуждающихся в получении жилья и предоставление жилья, непригодного для проживания. Это относится к компетенции органов опеки и попечительства МСУ.

По протесту прокуратуры Республики Саха (Якутия) Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) отменен незаконный приказ о финансировании субвенций на жилье сирот по факту выполненных работ, конкретизированы сроки их предоставления. По мерам прокуратуры в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год дополнительно предусмотрено 812 млн руб. на продолжение финансирования строительства жилья для детей-сирот.

Также прокурорами пресечены факты недостаточного контроля органов опеки и попечительства за сохранностью закреплённого за сиротами жилья. Республика признана лидером среди регионов России по обеспечению жильем детей-сирот. В 2017 году 524 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили жилье.

Значительно возросло число обращений о нарушениях прав детей на образование, в т.ч. в образовательных учреждениях в результате конфликтов между учащимися, между учащимися и педагогами, а также втягивания в конфликт законных представителей несовершеннолетних – 46 обращений, что составляет 22%  от общего числа обращений (в 2016 году - 32 обращения, т.е. 14%). Это свидетельствует о том, что необходимо повышать уровень культуры участников образовательного процесса внедрением школьной медиации, родительским всеобучем и повышением ответственности и педагогического мастерства педагогов школ.

Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности:

-наличие соответствующей материальной базы,

-специальных образовательных программ,

-подготовку педагогических коллективов,

-проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями.

Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательных учреждений.

По информации Управления образования окружной администрации г. Якутска, на 01 февраля 2017 года из 50 муниципальных общеобразовательных учреждений г. Якутска 47 работает в две смены, лишь 4 – в одну.

По информации Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), в г. Якутске переполнены 37 школ, нормативы соблюдаются лишь в 8, сверхнаполняемость отмечена в 30 школах города. В перспективе до 2020 г. критическая наполняемость будет наблюдаться в 84 % школ.

Резко возросло число обращений граждан о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей со стороны граждан в отношении малолетних детей. В 2017 году к Уполномоченному поступило 21 обращение, что составляет 10% от общего числа обращений  (в 2016 году – 8 обращений, что составляло 3%).

Для проверки ситуации в семьях и принятия необходимых мер по защите интересов несовершеннолетних информация передана в подразделения по делам несовершеннолетних отделов полиции, в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органы опеки и попечительства. По всем обращениям по фактам жестокого обращения с детьми со стороны родителей были проведены проверки инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, административные дела рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Анализ обращений граждан даёт представление о существующих общественных проблемах: остаются высоким жилищные проблемы заявителей, определение места жительства ребенка, жестокое обращение с детьми со стороны законных представителей, лишение родительских прав асоциальных граждан. В 2017 году возросло число несовершеннолетних преступников, родители которых злоупотребляют алкоголем, являются безработными

26 или 13% несовершеннолетних пострадали от преступных посягательство стороны близких, членов семей (2016 г. - 22 или 12,7%), из них 18 – от родителей (2016 г.- 15), 2 – от усыновителей. В частности, родителями совершены преступления, предусмотренные статьями УК РФ:

106 («Убийство матерью новорожденного ребенка») – 1;

109 («Причинение смерти по неосторожности») – 6;

111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») – 1;

117 («Истязание») – 2;

132 («Насильственные действия сексуального характера»)– 4.

По результатам расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, в порядке ст. 158 УПК РФ внесены представления в порядке ст. 158 УПК РФ по 103 делам о преступлениях несовершеннолетних (2016 г. -103), из которых

В соответствии с анализом причин, способствовавших совершению в 2017 году 504 подростками (2016 г. – 450) преступлений, проведенным Прокуратурой Республики Cаха (Якутия):

20% из подростков проживали в социально неблагополучных семьях;

30% - в малообеспеченных семьях;

           45,7% (2016 – 42%) преступлений совершено детьми, неорганизованными досугом;

           70 % (2016 г. – 57) подростков не работали и не учились.

 

Именно дети безответственных родителей чаще становятся участниками преступлений и жертвами преступных посягательств. Около 75,4% или 380 подростков, совершивших преступления, воспитывались во внешне благополучных семьях. Однако в силу неправильного воспитания либо отчужденности родителей, которые не привили своевременно ребенку культуру поведения и нравственности, дети из этих семей преступили черту закона. Нарастанию конфликтогенности в школьной среде  способствует распространение Интернета, в т.ч. способствует нарастанию конфликтогенности в школьной среде: кибербуллинг, привлечение несовершеннолетних к незаконным актам, распространение терроризма и т.п.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 29 мая 2017 года подписан Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

Данный Указ является продолжением реализации Национальной стратегии в интересах детей и во многом продолжит те направления, которые были обозначены в ней.

Национальная стратегия в интересах детей позволила консолидировать усилия общества, государства, неправительственных организаций, всех уровней власти на решение самых острых проблем, волнующих сограждан, волнующих семьи – проблем детства. Одним из достижений национальной стратегии называют то, что вопросы и тема детства сегодня являются приоритетными на всех уровнях власти.  Эта тема была обозначена как главный национальный, государственный приоритет.

Десятилетие детства, объявленное в Российской Федерации, означает, что семья и дети остаются приоритетом нашего государства и общества.

В течение 5 лет реализации Стратегии в ее поддержку были изданы 9 Указов, 2 Распоряжения Главы республики Е.А. Борисова, 9 Решений Правительства, 11 Государственных Программ субъекта.  

Главы всех 36 муниципальных образований республики разработали и приняли планы мероприятий по улучшению положения детей.

Невозможно переоценить большую и значимую деятельность по реализации Стратегии следующих общественных организаций: ЯРО ВОД «Матери России» (П.П. Борисова), Международный детский фонд «Дети Саха-Азия» (О.М. Андросова), Якутское республиканское общественное движение по поддержке гражданских инициатив в воспитании и дополнительном образовании «Воспитание – всем обществом» (М.П. Петрова), которые стали инициаторами многих проектов во имя детства. Они стали примером для всей общественности республики, внесли значимый вклад в создание настроя общественности республики по улучшению положения детей.

Из 23 позиций мониторинга системы целевых индикаторов Стратегии положительные результаты получены по 22 позициям (кроме численности детей, родители которых лишены родительских прав). Большую роль в этом оказали  деятельность Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерства образования Республики Саха (Якутия), которые задали высокую планку ответственности и показали творческий потенциал работников ведомств.

Динамика показателей детствосбережения является лучшей среди регионов на Дальнем Востоке и демонстрирует эффективность проводимой Правительством республики государственной семейной политики. Отмечается низкий показатель младенческой смертности (5,3 на 1000 родившихся живыми). В экстремальных условиях северных территорий это достигается большим трудом медиков. Показатель высокого охвата детей дополнительным образованием свидетельствует о высокой организации деятельности педагогов дополнительного образования, повышением сознания родителей, их ответственности за  развитие ребенка.  

С удовлетворением можно отметить, что усилия Правительства Республики Саха (Якутия),  межведомственное взаимодействие всех структур власти и активное участие некоммерческих объединений сплотили население в организации жизнеобеспечения детского населения субъекта, являются главным результатом реализации Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы.

Сохраняется основная проблема неэффективной деятельности социальных служб г. Якутска по организации индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

В г. Якутске функционирует всего 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних на 40 койко-мест круглосуточного пребывания несовершеннолетних и 30 койко-мест с дневным пребыванием детей на 80 тыс. детского населения.

Создание безопасной среды детства остаётся одним из приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Нанесение ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни подрастающего поколения являются угрозой социальной стабильности республики. Проблемы с обеспечением безопасности несовершеннолетних должны привлечь внимание государственных и иных структур всех уровней и ветвей власти.

Основными причинами нарушения прав на безопасность жизнедеятельности несовершеннолетних являются:

- ненадлежащее исполнение действующего законодательства государственными органами и должностными лицами;

- недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних.

 

Для устранения указанных причин представляется необходимым:

- усилить прокурорский и общественный контроль за обеспечением безопасности несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности;

- формировать в обществе непримиримость к насилию в семье;

- повышать социальную и правовую компетентность граждан.

 

А.А. Соловьева

Презентация выступления А.А. Соловьевой на 37-м (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)