Закон РС(Я) "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"

Закон РС(Я)

"О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"

 

 

 

Настоящий закон определяет порядок предоставления жилых помещений, реализации и защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Конституцией Республики Саха (Якутия) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

 

г. Якутск

14 февраля 2001 года З N 247-II

Председатель Палаты Представителей

Н.СОЛОМОВ

 

 

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе

 

 

 

В настоящем законе применяются следующие основные понятия:

 

а) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

 

б) дети, оставшиеся без попечения родителей, - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

 

в) государственная форма воспитания - направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти на воспитание и полное государственное обеспечение в государственные и муниципальные учреждения образования, здравоохранения или социальной защиты, другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм собственности;

 

г) семейная форма воспитания - передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти под опеку, попечительство или в семейный детский дом, приемную семью;

 

д) законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - опекуны (попечители), приемные родители, администрация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

е) место выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственную или семейную форму воспитания - территориальная принадлежность органа исполнительной власти.

 

Статья 2. Основания для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

 

 

 

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социальной защиты и других аналогичных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм собственности (далее - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), семейных детских домах, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), осуществляется при условии, когда возвращение указанных граждан в ранее занимаемые ими, а также сохраненные за ними жилые помещения невозможно, и в случаях, если:

 

а) местом выявления и первичного устройства ребенка в возрасте до 14 лет в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Республика Саха (Якутия) независимо от его рождения в любом населенном пункте Российской Федерации;

 

б) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане находились на воспитании последние 5 лет, расположены на территории Республики Саха (Якутия);

 

в) местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения местного органа исполнительной власти, является Республика Саха (Якутия) при отсутствии у указанных граждан закрепленного за ними жилого помещения.

 

Статья 3. Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранения за ними и предоставления им данных помещений

 

 

 

1. При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в соответствующие учреждения, семейные детские дома, приемные семьи, к опекунам или попечителям распоряжением глав улусных, городских администраций устанавливается следующий порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями:

 

а) предоставление жилых помещений указанным гражданам по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейных детских домах, приемных семьях, у опекунов или попечителей;

 

б) сохранение за несовершеннолетними жилых помещений по месту жительства (место регистрации несовершеннолетних до помещения их в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные детские дома, приемные семьи, к опекунам или попечителям);

 

в) предоставление таким лицам целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов органа исполнительной власти при отсутствии необходимого жилого фонда.

 

2. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения по окончании их пребывания в соответствующих учреждениях на полном государственном обеспечении, семейных детских домах, приемных семьях, у опекунов или попечителей реализуется на основании распоряжения глав улусных, городских администраций по письменному обращению законных представителей несовершеннолетних.

 

3. В период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующих учреждениях на полном государственном обеспечении, семейных детских домах, приемных семьях, у опекунов или попечителей, если за ними сохранено жилое помещение, а также при наличии возможности законные представители несовершеннолетних, органы опеки и попечительства улусных, городских администраций принимают меры к выделению доли жилого помещения для несовершеннолетних путем добровольного обмена, если в жилом помещении проживают другие лица, а при наличии технической возможности - передачи изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла).

 

В случае отказа лиц, проживающих в вышеуказанном жилом помещении, от обмена жилого помещения законные представители несовершеннолетних должны предъявлять иски о принудительном обмене в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в суды самостоятельно или через органы прокуратуры.

 

4. Законные представители несовершеннолетних, улусные и городские администрации, выполняющие функции органов опеки и попечительства:

 

а) при предъявлении исков о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные детские дома, приемные семьи, к опекунам или попечителям, рассматривают вопрос предъявления исков о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно;

 

б) осуществляют контроль за сохранением жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В случае выявления фактов незаконного отчуждения жилых помещений, сохраненных за указанными гражданами по месту жительства, принимают меры к расторжению незаконных сделок в установленном законом порядке.

 

Статья 4. Порядок определения территориальной принадлежности для вынесения решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

 

 

 

1. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейную форму воспитания, распоряжение глав улусных, городских администраций о праве на жилое помещение выносится по месту установления опеки, попечительства или заключения договора о передаче детей на воспитание в приемную семью.

 

2. В отношении несовершеннолетних, направленных на воспитание в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжение глав улусных, городских администраций о правах на жилое помещение выносится по месту жительства несовершеннолетнего на момент его выявления и первичного устройства в такое учреждение.

 

Статья 5. Основания и порядок внесения изменений в решение органов исполнительной власти о направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственную или семейную форму воспитания (в части сохранения за ними жилых помещений)

 

 

 

1. Возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненные за ними решением главы администрации по месту жительства жилые помещения считается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан, а также при наличии одного из следующих обстоятельств:

 

а) предоставление жилых помещений, ранее занимаемых детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, иным лицам;

 

б) проживание, по любым основаниям, в таком жилом помещении лиц:

 

лишенных родительских прав;

 

отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

 

бывших усыновителей;

 

не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;

 

больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере;

 

признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

 

страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям;

 

в) несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, социальной норме предоставления жилых помещений, в том числе, если такое несоответствие появится в результате вселения в это жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

г) ухудшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненных за ними жилых помещениях по месту жительства за время нахождения их на государственной или семейной форме воспитания является основанием для признания указанных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;

 

д) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности, санитарным, техническим и иным требованиям, а также разрушение жилого помещения или его части (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии);

 

е) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний или психических отклонений, которые делают совместное с ними проживание иных лиц невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям.

 

2. За два года до выпуска несовершеннолетнего из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или за тот же срок до окончания пребывания такого ребенка в семейном детском доме, приемной семье, у опекунов или попечителей его законный представитель при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего закона, письменно обращается в органы опеки и попечительства улусных, городских администраций с ходатайством о признании невозможным возвращения несовершеннолетнего в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства.

 

3. Органы опеки и попечительства улусных, городских администраций в течение месяца рассматривают ходатайство законного представителя несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о наличии обстоятельств, препятствующих возвращению такого ребенка в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства и выносят мотивированное заключение.

 

Заключение о невозможности возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение по месту жительства принимается органом опеки и попечительства улусных, городских администраций при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего закона.

 

4. На основании заключения органов опеки и попечительства улусных, городских администраций о невозможности возвращения несовершеннолетнего в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства главы улусных, городских администраций в течение месяца издают распоряжение о внесении соответствующего изменения (в части жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в распоряжение органа исполнительной власти, в соответствии с которым несовершеннолетний был направлен на государственную или семейную форму воспитания.

 

5. Соответствующее распоряжение глав улусных, городских администраций может быть принято и в более поздний срок (вплоть до момента выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из соответствующего учреждения, окончания пребывания их в семейном детском доме, приемной семье, у опекунов или попечителей), если имеются вновь открывшиеся обстоятельства невозможности или нецелесообразности возвращения указанного ребенка в ранее занимаемое им жилое помещение, которые не были известны или отсутствовали ранее.

 

Статья 6. Основания и порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания на государственной или семейной форме воспитания

 

 

 

1. Предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим законом, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относительно которых на момент представления документов о выделении указанным гражданам жилого помещения по окончании их пребывания на государственной или семейной форме воспитания, а также в случае, если эти лица не имеют сохранного за ними жилого помещения по месту жительства.

 

2. Не позднее чем за год до окончания пребывания несовершеннолетнего в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация такого учреждения представляет в органы опеки и попечительства улусных, городских администраций документы, подтверждающие права их выпускника на получение жилого помещения.

 

Законные представители несовершеннолетнего, у которых ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на семейной форме воспитания, за год до окончания пребывания у них несовершеннолетнего подают заявление и представляют соответствующие данные о нем в органы опеки и попечительства улусных, городских администраций, подтверждающие права их подопечного на получение жилого помещения.

 

На основании документов, представленных администрацией учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законными представителями несовершеннолетнего, у которых ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на семейной форме воспитания, органы опеки и попечительства улусных, городских администраций направляют пакет документов и обоснованное представление в органы исполнительной власти о включении выпускника такого учреждения или несовершеннолетнего, находившегося на семейной форме воспитания, в списки на получение жилого помещения.

 

3. Органы опеки и попечительства улусных, городских администраций контролируют поступление информации, указанной в части 2 настоящей статьи, и при необходимости сами запрашивают и представляют соответствующие документы в управление муниципального жилья улусных, городских администраций.

 

Органы опеки и попечительства улусных, городских администраций могут разрабатывать проекты целевых программ по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые рассматриваются и утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).

 

4. Не позднее 1 ноября заключительного года обучения после рассмотрения материалов, указанных в части 2 настоящей статьи, управление муниципального жилья улусных, городских администраций решает вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений и включают их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого главы улусных, городских администраций в срок до 1 декабря заключительного года обучения издают соответствующее распоряжение о плане выделения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

 

5. В соответствии с распоряжением глав улусных, городских администраций дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в срок до 1 июня текущего года.

 

6. При наличии спора с управлением муниципального жилья улусных, городских администраций администрация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законные представители несовершеннолетнего, у которых ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на семейной форме воспитания, могут обратиться в улусные, городские администрации с просьбой о повторном рассмотрении жилищного вопроса выпускника такого учреждения или несовершеннолетнего, находившегося на семейной форме воспитания.

 

Рассмотрение спорных жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при необходимости комиссией по жилищным вопросам управления муниципального жилья по месту жительства.

 

Отказ в предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть обжалован в суд в установленном законом порядке.

 

7. Основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются следующие документы:

 

а) представление администрации соответствующего учреждения, органа опеки и попечительства улусных, городских администраций (заявление опекуна, попечителя, приемного родителя) о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на имя начальника управления муниципального жилья улусной, городской администрации;

 

б) копия распорядительного документа органа исполнительной власти о направлении ребенка на воспитание и содержание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные детские дома, приемную семью, под опеку или попечительство, о сохранении за ним жилого помещения по месту жительства или о предоставлении такому ребенку жилого помещения по окончании пребывания его на государственной или семейной форме воспитания;

 

в) копия свидетельства о рождении ребенка;

 

г) справка о месте проживания ребенка на момент предоставления документов;

 

д) копии документов, подтверждающих юридический статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

е) сведения о родителях:

 

если родители отказались от ребенка или подкинули его - заявление родителей об отказе от ребенка или акт о подкидывании ребенка;

 

если родители лишены родительских прав - решение суда о лишении родителей родительских прав или об отобрании ребенка;

 

если родители умерли - свидетельство о смерти;

 

если родители в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно - документ от органов внутренних дел, подтверждающих данный факт;

 

если родители признаны недееспособными - решение суда, а при наличии у них психического заболевания - заключение психоневрологического диспансера;

 

если отец вписан в свидетельство о рождении ребенка со слов матери - справка из отдела записи актов гражданского состояния, подтверждающая этот факт;

 

ж) копия ордера на жилье или договор о приватизации с последнего места жительства несовершеннолетнего, которые должны быть датированы не ранее 6 месяцев до их предъявления.

 

 

Статья 7. Требования к жилым помещениям и условия их предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

 

 

 

1. Жилые помещения, закрепленные за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут передаваться в найм гражданам по договору с согласия органов опеки и попечительства улусных, городских администраций и законных представителей несовершеннолетних, а также во всех случаях совершения любых сделок с данными помещениями.

 

2. При отсутствии жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в лице их законных представителей предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

 

3. Выделение жилого помещения или субсидии на его приобретение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в лице их законных представителей производится в первую очередь лицам, родившимся в Республике Саха (Якутия) и являющимся выпускниками государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

4. При выделении жилого помещения или субсидии на его приобретение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в лице их законных представителей органами опеки и попечительства улусных, городских администраций заключается договор о моратории (приостановлении) любых сделок с предоставленным жилым помещением или жилым помещением, приобретенным на выделенную субсидию, сроком на 10 лет, включая приватизацию, без обязательного согласования с органами опеки и попечительства улусных, городских администраций.

 

5. При достижении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которым предоставлено жилое помещение, совершеннолетнего возраста органами опеки и попечительства улусных, городских администраций производится обучение их навыкам и обычаям самостоятельного проживания.

 

6. Органы местного самоуправления вправе дополнительно выделять средства из местных бюджетов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

7. Контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится постоянно действующим коллегиальным органом, состоящим из равного количества депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и полномочных представителей Правительства Республики Саха (Якутия), председатель утверждается соответствующим решением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению профильного комитета палаты.

 

Статья 8. Ответственность за неисполнение настоящего закона

 

 

1. Должностные лица органов государственной власти Республики Саха (Якутия), улусных и городских администраций несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

 

2. Нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), принятые с нарушениями настоящего закона, ограничивающие жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются недействительными в установленном законодательном порядке.

 

3. Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей в соответствии с действующим законодательством.