Закон РС(Я) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Закон РС(Я) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2002 33-з N 397-II)

 

Настоящий закон регулирует вопросы организации работы по опеке и попечительству на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другими соответствующими нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем законе

В настоящем законе используются следующие понятия:

а) ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);

б) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством порядке;

в) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, и лица до 23 лет, если они продолжают обучение в дневных средних специальных и высших учебных заведениях;

г) опека - форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;

д) попечительство - правовая форма охраны и защиты имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях их содержания, воспитания, образования;

е) подопечные - лица, в отношении которых установлена опека (попечительство);

ж) права и законные интересы ребенка - совокупность имущественных и личных неимущественных прав и интересов ребенка;

з) опекуны и попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних и граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, либо выполняющие попечительские обязанности в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать свои права, а также выполнять свои обязанности;

и) приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

к) дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;

л) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;

м) дополнительные гарантии по социальной защите - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

Статья 2. Основные задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

а) защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

б) защита прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно исполнять, осуществлять и защищать свои права, а также исполнять обязанности;

в) обеспечение условий для жизни, воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

г) планирование мер по защите прав и интересов ребенка и контроль за его выполнением;

д) защита прав и интересов детей при отказе родителей взять своих детей из образовательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

Статья 3. Организация работы по опеке и попечительству

1. Органами опеки и попечительства являются территориальные органы исполнительной власти, которые имеют право устанавливать должности соответствующих специалистов.

2. Органы исполнительной власти улусов предусматривают должность специалиста по опеке и попечительству.

Органы исполнительной власти администраций городов и улусов имеют право устанавливать должности специалистов по опеке и попечительству из расчета один специалист на 5 тысяч детского (до 18 лет) населения данной территории.

3. Расходы на реализацию мер по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Саха (Якутия), местного бюджета, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законодательством источников финансирования.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам (попечителям) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, а также порядок денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утвержденными Правительством Республики Саха (Якутия) и Правительством Российской Федерации.

4. Оказание содействия органам опеки и попечительства в обеспечении устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в образовательное, лечебное учреждения, учреждение социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения возлагается на Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), а в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве, - на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), глав администраций (руководителей территориальных органов исполнительной власти).

Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К компетенции территориальных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних относятся:

а) признание ребенка нуждающимся в государственной защите;

б) опека и попечительство;

в) подготовка в месячный срок документов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для определения их дальнейшего устройства;

г) передача ребенка на полное государственное обеспечение;

д) направление ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

е) содержание подопечных и распоряжение их текущими доходами, имуществом в соответствии с законодательством, в том числе о доверительном управлении имуществом;

ж) разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного;

з) разрешение на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;

и) разрешение на совершение от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законодательством;

к) разрешение на совершение всех сделок, влекущих отказ от прав, принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, или изменение объема указанных прав;

л) защита жилищных прав детей;

м) заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

н) иная помощь.

2. К компетенции территориальных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, относятся:

а) установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;

б) назначение опекунов и попечителей;

в) освобождение, отстранение опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;

г) прекращение опеки, попечительства.

3. К компетенции территориальных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, относятся:

а) установление попечительства в форме патронажа;

б) освобождение или отстранение попечителя от исполнения им своих обязанностей;

в) прекращение попечительства в форме патронажа.

Статья 5. Функции органов опеки и попечительства.

1. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в соответствии с возложенными на них задачами:

а) организуют и осуществляют выявление детей, нуждающихся в государственной защите;

б) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка, привлекая социального педагога, работника народного образования и представителей общественности;

в) подбирают лиц, изъявивших желание стать опекуном (попечителем) и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к опекуну, попечителю, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

г) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

д) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленным действующим законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;

е) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в обучении, воспитании, организации отдыха, оздоровлении и занятости подопечных;

ж) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

з) обеспечивают временное устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также сохранность их имущества;

и) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, на опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление (удочерение), а при отсутствии такой возможности - в образовательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

к) готовят заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют при разбирательстве дел в судах по установлению и отмене усыновления (удочерения);

л) участвуют в судах по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

м) осуществляют подбор лиц, способных выполнять обязанности приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, заключают договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

н) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;

о) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) и другие дела в защиту прав и интересов несовершеннолетних;

п) дают заключения и участвуют в судах при разбирательстве дел, связанных с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав;

р) участвуют в судах при разбирательстве дел о передаче или отобрании детей;

с) решают вопросы при изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

т) выносят решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

у) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;

ф) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, насилия в семье;

х) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

ц) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

2. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными:

а) оказывают необходимую помощь до установления опеки (попечительства) лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;

б) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), готовят материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей;

в) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека (попечительство);

г) осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей), оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;

д) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;

е) принимают участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий по определению форм обучения детей (классы выравнивания и коррекционные школы-интернаты для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);

ж) возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и интересов подопечных;

з) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

и) осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, поступившими к ним на постоянное проживание;

к) осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных;

л) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки (попечительства) и принимают по ним меры.

3. Территориальные органы исполнительной власти при выполнении функций по осуществлению опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа:

а) устанавливают попечительство в форме патронажа и назначают попечителей (помощников) над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

б) освобождают и отстраняют попечителей (помощников) от выполнения возложенных на них обязанностей;

в) выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа;

г) оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять обязанности;

д) в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителей (помощников);

е) готовят материалы, необходимые для назначения попечителей (помощников), а также об освобождении или отстранении попечителей (помощников) от выполнения возложенных на них обязанностей;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа;

з) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования попечителем (помощником) попечительства в форме патронажа в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи;

и) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.

Статья 6. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые федеральным законом, действуют на территории Республики Саха (Якутия).

2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) осуществляют разработку и исполнение в рамках Закона "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. В случае смерти или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, руководители учреждений, опекуны (попечители), приемные родители обязаны незамедлительно приватизировать жилую площадь в пользу детей.

Статья 7. Особенности применения настоящего закона

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

Статья 8. Ответственность за исполнение настоящего закона

Должностные лица органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

г. Якутск

11 марта 1999 года З N 81-II

ПредседательПалаты Представителей

Н.СОЛОМОВ